Главная | ||
Храмы без Бога, люди без веры, попы-бизнесмены служат Маммоне...
Уже многие столетия христианский мир верит в тайну Благодатного огня, возникающего в день греческой (православной) Пасхи в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Первые минут 5 огонь не обжигает, и люди даже умываются им. Затем огонь становится обычным.
Тот факт, что Благодатный огонь появляется в присутствии православного Патриарха, заставляет задуматься: а чем они лучше других христиан – католиков, протестантов и им подобных? Почему еврейский Бог-Отец осчастливил только православных? И почему он разгневался, когда в Средние века католики не пустили в храм Господа православных? Говорят, что он не только не дал огня католикам, но еще и ударил молнией по храму, след от которой до сих пор остается на одной из колонн храма, как напоминание об этом. С тех пор католики не участвуют в праздновании православной Пасхи, и этого чуда у них нет.
Первые упоминания о Благодатном огне относятся к IV веку новой эры, то есть периоду написания и канонизирования христианами четырех Евангелий. Так, одна из паломниц по имени Сильвия Аквитанская свидетельствует: «В девятый час все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается внутрь пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампа». Таким образом, в те времена чуда Благодатного огня еще не было, а в кувуклии горел неугасимый огонь, называвшийся тогда не благодатным, а священным. Тайна изготовления таких неугасимых ламп была известна только посвященным. В «Разоблаченной Изиде» Е.Блаватской описывается много случаев использования «хладного вечного огня» древними египтянами в своих жреческих обрядах. Она сообщает, что древние алхимики Египта умели получать мелкопористые материалы из коллоидного золота. Этот материал, как губка, впитывал горючую жидкость (масло) и очень медленно отдавал его при горении лампы, обеспечивая ее горение десятилетиями и веками. Аналогичные негасимые лампы были у жрецов древнего Востока, у этрусков и многих других народов древности.
За века, прошедшие после гибели Египта, технологии получения хладного огня были усовершенствованы и к IX веку верующие стали восприниать его как чудо. Появились и критики, первыми из которых были мусульмане, которые, хотя и разоблачали его, но не препятствовали верующим верить в это «чудо». Уже в XII-XIII веках священный огонь переименовали в Благодатный. Зажигать его стали не в присутствии верующих, а спрятав этот процесс внутрь кувуклии и подавя его народу в виде чуда.
Схема получения Благодатного огня постоянно совершенствовалась. Арабский исследователь этого «чуда» Ибн-ал-Каланиси (12 век) сообщает, что между всеми лампадами в храме натягивались тонкие железные проволочки, натертые бальзамовым маслом. В нужный момент бальзамовое масло на одной из нитей незаметно поджигалось от свечи и яркий огонь, как молнии, быстро достигал всех лампад в храме. Верующие при этом думали, что огонь сошел с неба.
Позже (13 век), другой арабский исследователь ал-Джаубари сообщает, что в вершине купола Храма Гроба Господня укреплялась железная шкутулка, подвешенная там на одной цепи с ниже расположенной лампой. «Когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие «санбусека», а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи со шкатулкой огонь начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде и зажигает ее фитиль». Нисхождение Благодатного огня произошло.
В XV веке Муджир-ад-дина сообщает, что огонь не сходит с неба, а «происходит от смазывания маслом бальзама высоко протянутых шелковых нитей, передающих огонь на все лампады храма».
С тех пор, когда внутрь кувуклии стали входить патрархи, возможность получения огня значительно увеличилась – спрятать горящую лампу или спички внутри кувуклии труда не составляет. В этом смысле интересны книги Порфирия ( будущего профессора Ленинградской Духовной Академии Н.Д.Успенского), посвященные Благодатному огню и изданные в конце XIXвека Императорской Академией Наук. Он пишет, что однажды господину Сирии и Палестины Ибрагиму, паше египетскому, находящемуся в Иерусалиме, вздумалось удостовериться, действительно ли внезапное и чудесное явление огня на крышке Гроба Христова является чудом, или он зажигается «серною спичкой». Он объявил наместникам православного Патриарха, что хочет лично присутствовать во время появления огня и в случае правды он подарит храму большую сумму денег, а в случае лжи – ему отдадут все деньги, полученные от обманутых прихожан. Кроме того, он обещал опубликовать ложь во всех газетах Европы. Наместники петроаравийский Мисаил, назаретский Даниил и филадельфийский епископ Дионисий испугались и собрались на совещание по одному вопросу: «Что делать?» На этом совещании Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, спрятанной за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова, находящейся в кувуклии у Гроба Господня. После этого они были вынуждены смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в дела религиозные и что русский император Николай будет очень недоволен раскрытием их тайны. Ибрагим-паша, выслушав их, отказался от своего намерения, поняв, что христиан просто обманывают.
В литературе описана еще одна технология получения Благодатного огня. Как сообщает Крачковский, самовозгорание огня может возникнуть при соединении бальзамового масла с некоторыми добавками. И такой огонь обладает «ярким светом и блестящим сиянием». По рассказу диакона Захарии (1639-1699гг), однажды каталикос Филипп достал из-под плаща две свечи, которые «загорелись в руках эрзерумского паши сами собою». Такое самовоспламенение веществ хорошо известно: металлический натрий, например, самовоспламеняется при контакте с влагой, газ фосфин и болотный газ (метан) при контакте с кислородом воздуха и т.д.
В конце XIX века в России среди видных православных деятелей и ученых преобладало скептическое отношение в отношении чудесной природы Благодатного огня, о чем писали выдающиеся ученые И.Крачковский, А.Дмитриевский, епископ Н.Успенский и многие другие. В наше смутное время, пожалуй, единственным крупным православным критиком Благодатного огня является опальный священник, доктор исторических наук, кандидат богословия Александр Мусин. Он приводит свидетельство игумена монастыря Св.Архангелов (Армянская Апостольская Церковь) иеромонаха Гевонида Оганеся, который 9 лет присутствовал на церемонии появления Благодатного огня. Он сообщает, что еще до входа в кувуклию Патриарха, ее посещают два священника – армянин и грек, которые тайно вносят туда зажженную лампаду и прячут ее в кувуклии за иконой в нише. После крестного хода в кувуклию входят греческий и армянский Патриархи, молятся и зажигают свечи от спрятанной лампады и подают их народу через отверстие в кувуклии.
А то, что Благодатный огонь в первые минуты не обжигает, хорошо известно. И обычный огнь в перве минуты не обжигает и им можно умываться. Тем более, если в качестве топлива взять низкокалорийное вещество типа бальзамового масла.
Православная Церковь продолжает утверждать, что Благодатный огонь – чудо и никто еще не разгадал его тайны. Надеюсь, что читатели, ознакомившись с этой статьей, поймут цену этого «чуда». Как говорил еще в XVII веке Константинопольский Патриарх Кирилл Лукарис: «Если бы это чудо было действительно чудом, то все турки давно бы уверовали в Христа». А пока это «чудо» приносит большие деньги Израилю и Православной Церкви, как раньше приносило их мусульманам – арабам и туркам. И им нет нужды лишаться столь лакомного куска ради невежд – верующих христиан.