Главная | ||
Тайна камня Розо
О камне Розо известно следующее. В 1927 году его нашел житель одноименного городка Roseau (Розо) в штате Миннесота, США, Джек Нельсон. Выкопал в собственном огороде, который находился на месте древнего индейского поселения. Там уже не раз попадались каменные молотки, наконечники для стрел, керамические черепки, кости животных.
В тот день в руках Джека оказался хорошо сохранившийся камень диаметром около пяти сантиметров с миниатюрным изображением человеческого лица и лентой надписи шириной в сантиметр. И то, и другое было мастерски выгравировано.
Нельсон передал свою находку известному американскому антропологу и специалисту по древним текстам Джону Джагеру (1871 - 1959 гг.) из Миннеаполиса.
Надпись древнее шумерской
15 лет ученому потребовалось для того, чтобы выделить несколько отдельных слов с «ленты» на камне Розо. Но прочесть он их так и не смог. Однако, сравнивая надпись с другими древними образцами, собранными со всего мира, Джагер пришел к поразительным выводам. «Эта надпись была сделана до греческой и египетской цивилизаций, - писал он в своих дневниках. - Она даже древнее шумерской, считающейся первой цивилизацией на Земле в IV - III тысячелетиях до нашей эры. И древнее, чем Катал-Хююк (Katal-huyuk) в Анатолии (Турция), считавшейся прародиной всего человечества в V тысячелетии до нашей эры».
Единственное предположение Джагера: авторами текста на камне могли быть только мифические аргонавты, разговаривавшие на древнем языке, которому Джон дал название: евро-афро-азиатский. По его мнению, этот язык был «матерью» всех других будущих языков и наречий. «На нем говорили и писали первые люди на Земле - хозяева океана, которые плавали по всему свету», - заключил ученый.
Специалисты, с которыми ученый делился своим открытием, называли его фантазером. Но двое снизошли до изучения камня Розо - профессор антропологии доктор Дженкс и его коллега профессор геологии доктор Стоффер из местного Университета штата Миннесота. Но лучше бы Джон ничего им не отдавал. Ученые, решив очистить поверхность, оставили камень на некоторое время в кислотной ванне. А вернувшись, обнаружили, что кислота разъела всю надпись. Артефакт был полностью разрушен! После смерти Джагера пропали и все бумаги про камень Розо, затерялись и остатки самого камня.
Это ж русские слова!
«В архивах библиотеки местного Университета штата Миннесота я случайно нашла одну чудом уцелевшую папку, которую Джагер отдал на время своему другу, но тот вернуть ее не успел, - написала Пахомову Крис Пейтнауд. - В папке лежали хорошо сохранившиеся четкие фотографии камня Розо во всех ракурсах. Обидно, что сам он исчез. Ведь сегодня с помощью современных технологий мы могли бы восстановить даже стертое изображение».
Письмо заканчивалось просьбой к Пахомову помочь расшифровать надпись.
- Мне было достаточно одного взгляда, чтобы понять: передо мной текст на русском языке, - рассказывает Владимир Леонидович. - Вот лишь некоторые слова, которые легко читаются, если вглядеться: ЯРА ЛИК, МАЯК, ХРАМ ЯРА, МЫ ИЗ ЯРЫ РУСИ.
Как известно из древних источников, разархивированных в конце прошлого века, Яра - это имя древней русской богини. По центру изображено ее лицо.
Знаменитый камень Розо, найденный в Америке. Читатели «КП» видят его впервые и сразу в расшифрованном виде. Как выяснилось, еще до шумеров русские слова писались так же, как и сейчас. В ленте-ободке камня спрятаны слова, а сверху изображен лик древнерусской богини Яры: пара темных глаз-бусинок и клык, торчащий из закрытого рта.
Почему Джагер, проштудировавший все древние языки, не увидел на камне русские буквы? Возможно, слабо ориентировался в них, - предполагает Пахомов. - Например, «я» почти без задней ножки, ее может дорисовать только воображение исследователя, хорошо знающего русский. Наконец, Джагер не знал, кто такая Яра.
Самое главное для нас сейчас - это сам факт существования древнего камня с русской надписью, найденного в Америке, - говорит Владимир Леонидович. - Получается, что русская история началась не со времен скифов, а на много тысячелетий раньше. И русский язык в глубокой древности был широко распространен на всех континентах.
Дальнейшее расследование по «делу о камне Розо» привело к известному ученому Валерию ЧУДИНОВУ, который изучил... тысячи подобных артефактов! И пришел к открытиям, потрясающим воображение.
Так наши предки шифровали слова в картинках. Прогнутая спина - «М», нога и брюхо - «Н». И получается слово «мамонт».
Один народ - один язык
Когда-то человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. Этим народом были русские, а единым языком - русский. Так утверждает Валерий Алексеевич. К столь неожиданному выводу он пришел, изучив более 3000 археологических объектов. В их числе - древние святилища, предметы культа и утварь античных и доантичных времен, грамоты, содержащие тайнопись, христианские иконы первых веков и другие артефакты, найденные по всему миру. Основной метод исследований - скрупулезное изучение мелких деталей на этих древних объектах с целью найти скрытые или затершиеся от времени тексты.
Профессор, изучая мелкие детали, обнаруживает русские буквы там, где неискушенный человек видит либо игру света и тени, либо чисто художественные узоры.
Артефакты Чудинову привозят или присылают их фотографии по электронной почте археологи, геологи, историки. Он сам ездит в экспедиции, ходит по краеведческим музеям. Так, например, в пещерах Франции он исследовал сотни рисунков. Деревянные статуи русских божеств и сакральные дольмены-постаменты с надписями нашел на острове на Днепре, под Геленджиком на реке Пшада, на Кольском полуострове, у Плещеева озера. Но больше всего таких артефактов ему присылают из США. Камень Розо, найденный в штате Миннесота, - лишь один из тысячи подобных.
Шарлатан, мракобес и националист
Во всех этих находках не было бы ничего удивительного, если не знать, что некоторым из них... около 200 000 лет. Иными словами, в то время когда, согласно официальной науке, на планете жили малокультурные дикари, некие разумные существа кропотливо выпиливали русские буквы тонкими твердыми инструментами на маленьких, размером с яйцо, камушках или на статуях богов. То есть обладали речью, письменностью, знаниями и сложной техникой изготовления инструментов.
Факт, конечно, невероятный. Не укладывается в сознании не только простого обывателя, но и ученых мужей, которые, естественно, подвергли открытие Чудинова жесткой критике. Обвинили профессора в шарлатанстве, мракобесии и даже в национализме.
- Валерий Алексеевич, не рано ли вы замахнулись на общепризнанную историю? - недоверчиво спросила я у Чудинова.
- Наоборот, запоздал! - возразил академик. - Долго сомневался, пока не накопил большой запас прочитанных надписей. Теперь окончательно убедился: люди умели писать еще в каменном веке.
Древняя тайнопись
- Слова из трех известных букв вам, кстати, не попадались?
- Попадались, - не обиделся намеку ученый. - Например, слово «мир». Есть и подлиннее - «храм» или «водопад». Хотя многие как бы спрятаны в рисунках. Вот сейчас на трамваях размещают рекламу магазина «СпецОдежды», где вместо буквы «О» - пуговица, которую мы в этом контексте читаем как букву. Так и древние люди могли использовать изображение любого предмета для обозначения буквы или слога.
В одной из пещер под Мелитополем у речки Молочная есть слово «мамонт». Начертано так, что получилось изображение самого этого животного. Прогнутая спина образует букву «М», бивни, часть хобота и передние ноги - еще букву «М», нога и брюхо - «Н», а вторая часть ноги с хвостом - несколько косую букву «Т». Получается слово «ММНТ», что в слоговой записи (в древности допускалось написание слов без гласных) читается как «МАМОНТ». Заметьте, это чисто русское слово. Откуда его мог знать дикий человек?
Позже слова прятали и в несимметричных затейливых орнаментах, в которых буквы как бы приклеивали друг к другу. В известной Радзивилловской летописи XIII века, представляющей собой «повесть временных лет», например, основной текст вплетен в художественные миниатюры. Этим древним методом тайнописи в совершенстве владели Александр Пушкин, венецианский купец и путешественник Марко Поло, художник Альбрехт Дюрер.
- Некоторые романтики и в очертаниях облаков пытаются увидеть нужное им изображение...
- Одно-два совпадения, когда черточка или складка похожа на букву, допускаются теорией вероятности. Но уже три-четыре совпадения, когда «тени» или «точки» складываются в осмысленное слово, невозможно найти там, где слова нет. А я их нашел тысячи.
ВНИМАНИЕ!
В следующем номере еженедельника вы узнаете о других находках профессора Чудинова, которые доказывают: все иностранные языки произошли от русского.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
Сатирик Михаил ЗАДОРНОВ: «Эти факты следует изучать, а не отвергать»
Несколько лет назад известный сатирик познакомился с Валерием Чудиновым на одной из книжных выставок, где ученый представлял свои книги.
- Потом мы с ним встретились на «круглом столе» в редакции «Литературной газеты», - вспоминает Валерий Алексеевич. - Он слушал мой рассказ о древней цивилизации несколько часов. После этого у него родился известный монолог «Тайны русского языка», с которым он выступает уже третий год. А в июле 2008 года я был защитником Задорнова в программе «Гордонкихот».
- Исследователь Валерий Чудинов, изучая надписи на камнях по всему миру, доказывает, что славянская письменность появилась задолго до латыни, - говорит Михаил Задорнов. - Его поддерживает и полиглот Александр Драгункин, который довольно смело утверждает, что все мировые языки происходят от русского. Кто слышит это впервые, может крутить пальцем у виска. Но еще образованнейшие современники Ломоносова - Татищев, Шишков - поднимали данную тему и приводили примеры, как из русских слов образуются английские, немецкие, испанские... По теории вероятности, которую я изучал в МАИ, таких фактов настолько много, что их следует изучать, а не отвергать. Советую почитать книги современного ученого Александра Асова. Он досконально разобрался в тех старославянских и древнерусских книгах, которые считаются западными людьми подделками. Он, как настоящий детектив, проследил, когда и благодаря кому эти книги были потеряны или специально уничтожены. Он даже расшифровал древнеславянскую руницу. То есть разобрался в тех значках, или грамотнее будет сказать, той первой письменности на Земле, на которой можно прочитать все древние записи вплоть до загадочного «Фестского диска».
Задорнов на основе теории Чудинова сочинил свой известный монолог «Тайны русского языка».
Вот выдержки из монолога Задорнова:
«Когда-то очень давно на севере теперешней России жил удивительный и очень древний народ. Там было тепло. А когда на их земли начал наползать ледник, нашим предкам пришлось сняться со своих северных насиженных мест и пойти за солнцем. Так они рассеялись - от слова «Рассея» - на множество племен, народов по всему теперешнему нашему материку от Индии до Европы... Западные и наши прозападные ученые справедливо задают вопрос: где доказательства, что этот высокодуховный народ существовал на территории России? Долгое время доказательств было недостаточно. Но в 80-е годы на Южном Урале начали строить гидроэлектростанцию. И вдруг из-под земли, как в сказке, начали проявляться развалины целых городов... Главному городу, который удалось восстановить практически до фундамента каждого дома, 2500 лет до нашей эры! То есть этот город был построен еще до строительства египетских пирамид! И в каждом доме печь по отливке бронзы! А ведь в Грецию, согласно традиционным академическим знаниям, бронза попала только во втором тысячелетии до нашей эры. Я был на раскопках этого города. Он называется Аркаим...»
«Запад и наши поклоняющиеся ЗАПАДУ ученые все эти находки упорно замалчивают. Хотя уже и не отрицают. Дело в том, что эти открытия могут помочь самоосознанию русскими своей истории. А для Запада важно, чтоб Россия считалась во всем мире «поздним произведением» истории с варварским, полудикарским населением и превратилась в экономическую колонию Запада...»
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Валерий Алексеевич ЧУДИНОВ (на фото слева) родился 30 июня 1942 года в Москве. Окончил физический факультет МГУ им. Ломоносова. Защитил докторскую диссертацию по теме «Философские проблемы естественнонаучной атомистики». Доктор философских наук, профессор, академик РАЕН и Академии фундаментальных наук, председатель Комиссии по истории культуры Древней и Средневековой Руси при РАН, автор оригинального метода прочтения тайнописного наследия, зашифрованного в остатках материальной культуры древних цивилизаций. Автор более 700 научных работ. Поддерживает свой сайт http://chudinov.ru/ и институтский сайт http://runitsa.ru
Камень Розё
В.А. Чудинов
22.01.2009
Об этом камне меня известила корреспондент «Комсомольской правды» Светлана Кузина, когда брала у меня интервью. Позже, 20 октября, она прислала мне письмо: «Здравствуйте, Валерий Алексеевич! Вот письмо от Пахомова Владимира Леонидовича. Там ссылка на камень. И если хотите вступите с ним в переписку, он в Дубне живет.
С уважением, С. Кузина». Далее следовало письмо В.Л. Пахомова: «Светлана Валерьевна, я предлагал вам прочесть выделенный цветом текст на фото в конце страницы http://dominorus.narod.ru/roseau.html (Как видите я перенёс страницу на другой сервер, более доступный для россиян.) Там ничего переводить не надо. Читайте, как русскую смс-ку, написанную английскими буквами. Некоторые знаки/буквы изображены, как на самом камне. Им не нашлось аналогов в английском алфавите. Если вы сможете опознать русские слова, то и читатели смогут. Сообщите мне ваши предположения. Затем продолжим. Всего наилучшего, Владимир Леонидович Пахомов http://pakhomov.com/». Затем я спросил у В.Л. Пахомова разрешения на использование его рисунков для чтения текста. Он мне ответил: «Уважаемый В.А., К сожалению вы не сообщили ваше имя, отчество. Вы можете проводить исследование фотографий, размещённых на моей странице http://dominorus.narod.ru/roseau.html
Кроме того, я могу прислать вам все имеющиеся у меня фотографии камня. Это около 6МВ. Вы пишите, что в 1967 году окончили МГУ, а я в 1966 году поступил на мех-мат МГУ. Возможно где-то пересекались. Всего наилучшего, Владимир Леонидович Пахомов». И еще одно сообщение после моего повторного обращения: «Уважаемый Валерий Алексеевич, Я изменил страницу http://dominorus.narod.ru/roseau.html. Откройте её. Там под фото, включающем 7 последовательных, пронумерованных изображений Розовского камня, есть 7 ссылок на отдельные фото в большом масштабе. Можете их загрузить и изучать. Надеюсь это поможет. Я решил сделать все изображения, относящиеся к камню, общедоступными. Поэтому буду постепенно добавлять. О загрузке дополнительных файлов сообщу вам. Всего наилучшего, Владимир Леонидович Пахомов».
После этого я приступил к анализу изображений камня.
Рис. 1. Общий вид камня сверху и моё чтение надписей
Общий вид камня. Он показан на рис. 1. Сверху видно, что камень представляет собой овал, весьма напоминающий львиную морду анфас, что более всего характерно для зооморфного лика Яра. По окружности идёт затейливый декоративный орнамент – поясок. Его знаки хорошо видны, но по стилю написания весьма напоминают вязь – стиль письма, которым обычно писали заголовки разделов (глав) рукописных книг.
Кликните для увеличения.
Поясняющий текст, опубликованный В.Л. Пахомовым на английском языке, весьма краток: «Этот камень утерян. Он был найден вблизи города Roseau (Minnesota) в 20-е годы. Географические координаты Roseau составляют 48°51' северной широты и 95°42' западной долготы. Камень имеет лицевую поверхность, окруженную рунами. Оригинальное фото принадлежит Джону Джегеру (John Jager 1871-1959)». И далее следует приписка Пахомова некому Крису: «Hello, Chris. You can use this page for your website. Best regards, Vladimir Pakhomov».
Моё чтение надписей вида сверху. Мое чтение надписей показано на врезке вправо от изображения камня и примерно соответствует горизонтальным полоскам камня при движении по вертикали сверху вниз. На самой высокой полоске я читаю слова ЯРА ЛИК и МАЯК, которые полностью атрибутируют камень. Итак, перед нами маяк, то есть камень, который мог бы привлечь внимание любого прохожего, который хотел бы найти храм Яра, чтобы в нем помолиться. Кроме того, подтверждается моя атрибуция верхней части камня как зооморфного лика Яра.
На более низких горизонтальных поясках читаются аналогичные надписи: ЯРА, ЯРА, ХРАМ ЯРА, МИМ ЯРА, на глазах льва можно прочитать слова ЯР и ЯРА ХРАМ, ЛИК. Затем – ЯРА, ЯРА МАЯК. Особо хотелось бы остановиться на чтении МЫ С ЯРА РУСИ. Она интересная по нескольким причинам. Во-первых, мне впервые встречается личное местоимение МЫ в текстах на камнях. Во-вторых – Ярова Русь автору текста представляется не закрытой, а открытой; ведь по-русски говорят ИЗ ЦЕНТРА, но С ПЕРИФЕРИИ. Так что автор надписи мыслит себя неким посланцем С РУСИ. И, в-третьих, он себя ощущает вдали от Родины. Следовательно, данный камень в Миннесоту не был завезен кем-то, а, скорее всего, найден на местности и обработан в соответствии с русскими ведическими традициями. И, возможно, при постройке собственного храма Яра.
А дальше читаются обычные слова: МАЯК, МАСКА, МАСКА ЯРА. Я бы сказал, что по сравнению с первой надписью ЛИК ЯРА сакральный смысл в направлении сверху вниз падает, ибо теперь мы видим вместо ЛИКА ЯРА менее сакральную МАСКУ ЯРА. Еще ниже мы читаем уже слова ЯРА МИМА МАСКИ, что еще больше снижает сакральный смысл надписей. – Полагаю, что тут обозначены места на камне, на которые должны были либо класть, либо, что вероятнее (из-за выпуклости камня) прислонять соответствующие маски в процессе какого-то сакрального ритуала.
Теперь было бы интересно рассмотреть надпись на пояске. Разумеется, вид на поясок сверху не передаёт его нижней части и потому можно прочитать только небольшую часть надписи. Однако я попытаюсь это сделать хотя бы для того, чтобы понять, с какого слова следует начать чтение позже, когда я рассмотрю поясок сбоку. Итак, следуя с самой нижней части пояска вверх против часовой стрелки, я читаю такой текст: РУННИКА С ЯРА СТОЛИЦЫ, АРКОНЫ ЯРА… Дальше читать затруднительно.
Эта надпись требует комментариев. Итак, текст назван РУННИКОЙ, собирательным словом от термина РУНА. Возможно, что тем самым лишний раз подчёркнуто, что русские руны и были РУНИКОЙ или РУННИКОЙ. При этом я хочу напомнить, что слово РУНИКА имело славянское (русское) происхождение и реально встречалось на камнях, в отличие от придуманного Антоном Платовым слова, которое потом попытался прочитать слоговым способом Г.С. Гриневич, а это последнее вызвало у Платова бурю ликований. Иными словами, Г.С. Гриневич был прав в том смысле, что верно принял это слово за славянское, но не стал ждать, пока оно ему встретится на подлинных памятниках, а накинулся на наживку Платова. С другой стороны, он, естественно, не ожидал, что Платов вынесет на обложку своей книги придуманную им самим надпись. Так в научном мире поступать не принято. Кстати, я в книге Платова встретил еще одну надпись, придуманную любителем эпиграфических розыгрышей, после чего моё мнение о нём как о честном исследователе было подорвано. Я не против розыгрышей, но для этого существуют специальные журналы и о них, естественно, предупреждают.
Далее, я никогда не сомневался, что столицей Руси Яра была Аркона, хотя прямое утверждение такого рода мне, кажется, в моих дешифровках попалось всего один раз. Опять представляет интерес употребление предлога С вместо ИЗ. Дело в том, что города Аркона со всем своими храмами располагался на вершине одноименного мыса, то есть, на весьма открытой площадке. Так что употребление данного предлога вполне мотивированно. Ну, и вполне понятно, что Аркона всегда связывалась с Яром.
Рис. 2. Вид камня сбоку и моё чтение надписи на пояске
Моё чтение надписей на пояске на виде сбоку. Здесь я сначала читаю то же, что было прочитано на виде сверху. Здесь я читаю практически те же слова РУННИКИ С ЯРА СТОЛИЦЫ, АРКОНЫ ЯРА… Однако имеется одно существенное изменение: вместо слова РУННИКА тут, при более чётком начертании букв, уверенно читается слово РУННИКИ, то есть, слово РУННИК во множественном числе. А отсюда следует однозначное понимание этого слова: РУННИК означает: камень с надписью рунами. Или, иными словами, вводится новое, пока не встреченное нами прежде слово. Правда, в текстах германских рунологов имелись словосочетания «рунный камень» или «рунический камень». Зато теперь мы встретили подлинное слово наших предков.
Другое дополнение: на этой надписи встречается предлог ИЗ и существительное ЛЬДА. Это – интересное продолжение основной надписи. Следовательно, это словосочетание поясняет какое-то существительное. Но какое? Вряд ли последнее, то есть, слово АРКОНА. Ибо Аркона стояла на Балтике, где климат все последние тысячелетия был умеренным, но не высокоширотным и тем более не полярным. Но в таком случае, остается еще одно существительное, самое первое. Иначе, РУННИКИ… ИЗ ЛЬДА. А вот это известие камня весьма необычно. Лёд как довольно мягкий материал для обработки, как можно судить по данной надписи, довольно широко использовался нашими предками; и, видимо, декоративный поясок, который до сих пор на камнях нам не встречался, присутствовал, получается на РУННИКАХ ИЗО ЛЬДА.
Теперь я имею право основную надпись составить в такой последовательности: РУННИКИ ИЗ ЛЬДА С ЯРА СТОЛИЦЫ, АРКОНЫ ЯРА. Это, как я понимаю, и есть сама основная надпись на пояске. Остальная ее часть представлена повторяющимися словами, несущими гораздо меньшую смысловую нагрузку и практически нечитаемыми на виде сверху.
Тем не менее, эти слова я также прочитаю. Вот они: ЯРА МИМ ХРАМА ЯРА. С ними мы уже знакомы по чтению надписей на виде сверху.
Рис. 3. Другой вид сбоку и моё чтение надписей
Моё чтение надписей на другом виде сбоку. На другом виде сбоку можно продолжить чтение основной надписи, МИР ЯРА, МИМ ЯРА, МИМ. ХРАМ ЯРА, МИМА ЯРА, МИМ ЯРА ХРАМА ЯРА, МИМ ЯРА. МАСКА МИМА, МАСКА ЯРА. Замечу, что надписи этой части камня заметно усложнены и представляют собой почти нечитаемый орнамент. В нижней части пояска можно прочитать еще одну надпись МИМ ЯРА, тогда как над утолщенной частью пояска на верхней части камня очень крупными буквами написаны слова ЯРА ХРАМ. Всё это нам уже встречалось на верхней части данного камня и является простым дублированием.
Обсуждение. Первым нашим выводом из чтения надписей является то, что камень из Розё, несомненно, был русским, и принадлежал Яровой Руси. Более того, ее столице, Арконе. Не этим ли объясняется его утеря? Возможно, кто-то уже в 20-е годы ХХ века смог прочитать хотя бы пару слов на этом камне и понял, что к культуре англосаксов он никакого отношения не имеет. А потому его присутствие в США излишне. Оно явится причиной массы неприятных вопросов по поводу древней истории этих мест.
Если смотреть на камень сверху, он очень напоминает щит воина. Не так ли выглядели щиты воинов высшего духовного уровня, мимов Яровой Руси? И не являлся ли данный камень одновременно и воинско-священническим надгробьем? Пока точного ответа на эти вопросы нет, однако приведенный материал подталкивает к подобным предположениям. И при всём том, он, разумеется, являлся маяком храма Яра.
Далее, представляет интерес начертание пояска. Правая половина надписи не повторяется, спокойно читается при виде сверху и выглядит именно как надпись. Напротив, левая половина очень напоминает узор из вертикальных линий с нижними закруглениями, текст помещен в надстрочные крестики и галочки, и содержит постоянно повторяющиеся слова, которые являются не только зрительным, но и словесным орнаментом. Если предположить, что камень располагался по оси север-юг, то правая его часть со смысловой надписью будет восточной, а левая, орнаментальная – западной. Это может означать, что наши предки более считались с востоком, чем с западом.
Очень любопытный сюжет возникает в связи с упоминанием РУННИКОВ ИЗО ЛЬДА. К сожалению, такой вид камней может сохраниться только в вечной мерзлоте (но возможно, что такого типа пещеры дожили до наших дней), так что любая оттепель портит его внешний вид, а весной эти ледяные глыбы вообще тают. Но как еще один материал для письма лёд, разумеется, довольно необычен и никогда всерьёз не обсуждался эпиграфистами.
Наконец, самая большая проблема возникает в связи с местным производством в Миннесоте культовых камней (маяков храма Яра) мастерами из Арконы. Как они туда попали? И не является ли данный камень свидетельством того, что пиратам Вагрии были известны и земли Северной Америки? Причем известны настолько, что там строились храмы Яра? – Конечно, находка одного камня (к тому же утерянного) пока является слабым доказательством такого присутствия русских в Америке в Средневековье, однако уже является прекрасным поводом для того, чтобы начать поиски в этом направлении.
Наконец, мы видим, что некоторые культовые камни, а именно средневековые, по традиции, начатой, видимо, от украшения ледяных поделок, обладают орнаментальными поясками. Замечу, что буквы на них (по крайней мере, в правой части) написаны ЯВНО и вполне ЧИТАЕМЫ. Напомню, что ряд читателей меня просили продемонстрировать им такие камни, на которых буквы будут обладать не малым, а нормальным контрастом, и будут начертаны привычным нам способом, а не с произвольными расстояниями друг от друга и не с разным наклоном и толщиной. И я рад указать в этой связи на данный камень. А заодно обратить внимание на то, что попытка написать буквы стандартной величины, направления и толщины начинается именно с орнаментального пояска. Так что данная надпись имеет весьма большое значение с точки зрения истории становления устава и вязи в русской письменности.
Заключение. Каждый исследованный камень не только прибавляет еще одно подтверждение в существовании русской письменности до Кирилла и Мефодия, и не только расширяет репертуар употреблявшихся в древности слов. Он является и свидетельством весьма конкретного прогресса письменности в определенную эпоху, а также, как было видно на примере данного камня, помогает понять соотношение между письмом на камне и письмом на бумаге. Возникает впечатление, что сначала шрифт совершенствовался в камне, и только потом эти достижения переносились на дерево, пергамент и бумагу.
Источник - http://kp.ru/daily/24231.3/431238/.